О работе Управления по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в апреле 2024 года

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 84 проекта региональных актов, в том числе на 17 проектов законов Удмуртской Республики,

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 84 проекта региональных актов, в том числе на 17 проектов законов Удмуртской Республики, 6 проектов актов Главы Удмуртской Республики, 37 проектов актов Правительства Удмуртской Республики, 24 проекта ведомственных актов. Из них 47 проектов (56%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проекты законов Удмуртской Республики «О порядке осуществления деятельности и перечне мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Удмуртской Республики», «О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики»; проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с реализацией общественных инициатив и проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, и проведением событийных мероприятий, направленных на развитие туризма на территории Удмуртской Республики», «Об утверждении порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм» и другие.

В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 11 Законов Удмуртской Республики, 14 Указов Главы Удмуртской Республики, 68 постановлений Правительства Удмуртской Республики, 32 ведомственных акта, всего 125 актов.

Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза, в том числе повторная, 146 региональных актов, среди которых Закон Удмуртской Республики от 29.03.2024 № 8-РЗ «О кадетском образовании в Удмуртской Республике»; Указ Главы Удмуртской Республики от 02.04.2024 № 95 «О Почетном знаке «За вклад в развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в Удмуртской Республике»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2024 № 168 «О государственной информационной системе «Региональный сегмент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в Удмуртской Республике», от 01.04.2024 № 175 «Об утверждении Порядка предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в Удмуртской Республике», от 05.04.2024 № 189 «Об установлении на территории Удмуртской Республики особого противопожарного режима» и другие.

В результате проведения правовой экспертизы, в том числе повторной,   противоречия федеральному законодательству выявлены в следующих региональных актах:

Законе Удмуртской Республики от 25.12.2023 № 115-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (в редакции Закона Удмуртской Республики от 05.04.2024 № 12-РЗ) (далее – Закон Удмуртской Республики № 115-РЗ), поскольку в результате проведения правовой экспертизы названного Закона установлено, что противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением (экспертное заключение по результатам проведения правовой экспертизы от 29.02.2024 № 18/02-857), устранены не в полном объеме.

В настоящее время отдельные положения Закона Удмуртской Республики № 115-РЗ не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.

Правила предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации урегулированы статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 3 названной статьи правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым данного пункта.

Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не допускается (абзац пятый пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (пункт 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 декабря 2016 года № 508 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются в соответствии с постановлениями Правительства Удмуртской Республики, устанавливающими порядки предоставления и распределения субсидий, принятыми в соответствии с названными Правилами (далее - порядки предоставления и распределения субсидий). Согласно пункту 13 Правил порядки предоставления и распределения субсидий должны содержать, в том числе, методику распределения субсидий между бюджетами муниципальных образований.

В случае если мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований (за исключением мероприятий по предоставлению субсидий на осуществление капитальных вложений) предусмотрены государственной программой Удмуртской Республики, порядок предоставления и распределения указанных субсидий устанавливается отдельным приложением к соответствующей государственной программе Удмуртской Республики (пункт 11 Правил).

Начиная с 2022 года распределение субсидий бюджетам муниципальных образований (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий, указанных в пункте 2 Правил) утверждается законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период (пункт 23 Правил).

Законом Удмуртской Республики № 115-РЗ, помимо прочего, утверждены:

распределение субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на расходы на реализацию мероприятий региональной программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы на 2024 год (Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, целевые статьи: 3434109605, 3434209505) (таблица 35 приложения 14 к Закону);

распределение субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения на 2024 год (Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, целевые статьи: 342F522430, 342F552430) (таблица 37 приложения 14 к Закону);

распределение субсидии из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на мероприятия в области поддержки и развития коммунального хозяйства на 2024 год (Министерство строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, целевая статья 3412101440) (таблица 38 приложения 14 к Закону).

При этом федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики, устанавливающих правила предоставления и распределения вышеуказанных субсидий. С учетом отсутствия утвержденных Правительством Удмуртской Республики методик распределения указанных субсидий между бюджетами муниципальных образований правовые основания для утверждения Законом Удмуртской Республики № 115-РЗ распределения из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике таких субсидий отсутствуют;

постановлениях Правительства Удмуртской Республики:

  от 16.11.2009 № 329 «О мерах по реализации в Удмуртской Республике мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.12.2012 № 595, от 02.06.2014 № 212, от 25.08.2014 № 326, от 21.12.2015 № 568, от 23.05.2016 № 215, от 26.06.2017 № 278, от 26.04.2018 № 151, от 13.07.2018 № 283, от 08.04.2019 № 134, от 30.12.2020 № 662, от 10.02.2021 № 54, от 03.08.2021 № 394, от 12.11.2021 № 620) (далее – постановление № 329), поскольку выявлено, что названное Постановление не соответствует федеральному и региональному законодательству в силу следующего.

Так, пунктом 24 статьи 1 Федерального закона от 04.08.2023 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) признана утратившей силу статья 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность включения в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2023 № 1725 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации     № 1725), помимо прочего, внесены изменения в приложение 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1710, в соответствии с которыми в рамках названной государственной программы дальнейшая реализация ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» не предусмотрена.

В связи с изложенным положения Постановления № 329, предусматривающие реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» и ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 416-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации № 1710 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1725);

от 25.05.2015 № 264 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов Удмуртской Республики» (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 25.06.2020 № 276) (далее – Постановление № 264), поскольку выявлено, что названное Постановление не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона № 416-ФЗ.

Пунктом 24 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ статья 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность включения в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией, признана утратившей силу.                                           

Однако подпункт 2 пункта 6 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением № 264, определяющий, что уполномоченный орган по координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов Удмуртской Республики осуществляет оценку документов по информатизации, в том числе, ведомственных целевых программ, не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 416-ФЗ);

от 22.12.2008 № 300 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Удмуртской Республике и Правил пользования водными объектами в Удмуртской Республике для плавания на маломерных судах» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 03.08.2009 № 222, от 07.11.2016 № 469, от 10.04.2018 № 109) далее – Постановление № 300), поскольку выявлено, что отдельные положения названного Постановления не соответствуют Водному кодексу Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2023 № 657-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 657-ФЗ).

Так, пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 657-ФЗ пункт 8 статьи

25 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающий, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относилось, в том числе, утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах, признан утратившим силу.

Частью 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 657-ФЗ) установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, утверждаемых в соответствии со статьей 50 названного Кодекса, а также с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На основании части 2 статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации правила использования водных объектов для рекреационных целей утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также в соответствии с частью 5 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 657-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов относятся, в том числе, полномочия по установлению правил использования водных объектов для рекреационных целей.

Однако в нарушение названных требований Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 657-ФЗ) Постановлением № 300 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Удмуртской Республике;

от 12.02.2021 № 65 «Об утверждении Положения о порядке предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по переоборудованию транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением такими лицами скидки владельцам транспортных средств на указанные работы» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2021 № 256, от 26.10.2021     № 581, от 15.04.2022 № 200, от 23.12.2022 № 760, от 15.05.2023 № 306, от 08.04.2024 № 191), поскольку   выявлено, что его отдельные положения не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации в силу следующего.

Так, статьей 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулированы правоотношения в сфере унификации и стандартизации предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 4 названной статьи отбор получателей субсидий, указанных в пункте 1 данной статьи, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, за исключением случая, указанного в абзаце втором названного пункта.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации отбор получателей субсидий, указанных в пункте 1 названной статьи, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в случае принятия решения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, включение в названное Постановление норм, регулирующих проведение отбора получателей субсидий, возможно только в случае принятия Правительством Удмуртской Республики решения о проведении такого отбора в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Однако в настоящее время Правительством Удмуртской Республики такое решение не принято.

За указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены следующие региональные акты:

Закон Удмуртской Республики от 22.05.2008 № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике»;

постановления Правительства Удмуртской Республики:

от 06.06.2016 № 234 «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период»;

от 24.03.2022 № 125 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий общественным объединениям на реализацию проектов, программ, организацию и проведение мероприятий для детей, подростков и молодежи»;

от 04.09.2023 № 591 «О Порядке предоставления социальной поддержки гражданам при проезде на платной основе по мостовому переходу через реку Каму у города Камбарки».

С учетом изложенного по состоянию на 30.04.2024 в Удмуртской Республике действует 28 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (перечень прилагается).

В апреле 2024 года по поручению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подготовлена и направлена информация о нормативных правовых актах Удмуртской Республики, в которых противоречия федеральному законодательству не устраняются более шести месяцев, более года, более двух лет;

В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрировано 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципального образования. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.

Перечень действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, содержащих противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, и не приведенных в соответствие с федеральным законодательством, по состоянию на 30 апреля 2024 года,  DOC,  113,0 КБ

 

Последние новости

День народного единства в России и Удмуртии

Жителей ждёт увеличенная рабочая неделя перед праздником.

Ижевск готовится к открытию инновационного фиджитал-центра

Новый спортивный проект обещает привлечь молодежь к занятиям спортом и технологиям.

Опрос среди жителей муниципального образования: Ваше мнение важно

Участие в опросе открыто для всех жителей старше 16 лет.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Полевском, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *